1. Встречали ли вы людей, у которых что ни спроси, ответ один: “Ну ты тупой что ли? Ну это же очевидно!”. Возможно, словами они это не говорят, но всем видом дают понять.
2. Есть такое когнитивное искажение “Проклятие знания”. Суть которого в том, что мы принижаем сложность добывания знаний, которые уже у нас есть, но отсутствуют у другой персоны.
3. Пример про каждого из нас: мы видим, что человек (такого ещё называют свинюшкой) ест чумазо и думаем: “Ну очевидно же, что надо есть аккуратно и вытирать рот при выходе из-за стола”.
4. Но это вообще не очевидно, нас просто когда-то научили родители, а до этого мы тоже питались как эта “свинюшка”. А её просто никто не научил, да у неё, возможно, и запроса не было.
5. “Проклятие знания” имеет негативные последствия для межличностной коммуникации. Нам не очень-то приятно общаться с теми, кто высокомерен и считает тебя тупым.
6. Я тоже жил в парадигме “алмаз Королёв среди навоза”. Благо у меня появилась девушка, которая много преподаёт (а у хороших учителей часто данного искажения почти нет ввиду профессиональной специфики). И она мне мягко и аккуратно начала подсвечивать — где я веду себя из позиции: “Разве это не очевидно? Что вы такие тупые?”
7. Многое оказалось действительно неочевидным. И если раньше я пренебрегал объяснениями своих мыслей, дабы “оптимизировать времязатраты”, то теперь — не скуплюсь на это. Потому что человек, понявший тебя и сделавший как нужно — истинно оптимизирует твои времязатраты.
8. Да, иногда меня всё равно бросает в сторону “я умный, ты тупой”, но я борюсь с этим. Каждый раз повторяю себе: “Ты столько времени изучал эту тему, а теперь хочешь, чтобы человек с нуля тебя сразу понял. Скорее всего, то, что ты говоришь — неочевидно, объясни ему ещё раз”.
9. Конечно, тут важно не переусердствовать. Не надо каждому встречному всё разжёвывать. Если человек враждебно к тебе настроен, не проявляет явного запроса понять, что ты говоришь — так и зачем на него тратить свои силы? Оставь свинюшку и дальше чумазо кушать.
10. Итого: если человек реально хотел понять, но не понял — проблема не в нём, а в том, как ему преподнесли информацию. Как говорил мой учитель: ответственность за передачу информации лежит на плечах передающего.