Новостной блог

Сгоревший двигатель

Расскажу как я понимаю, что такое выгорание.

Есть двигатель. Это ваш мозг. В нём происходят процессы разгона маховиков и их торможения.

Разогнать маховик — это начать делать какую-то активность. Сначала нужно приложить усилия. Иногда побольше, иногда поменьше. Зависит от того, насколько нам нравится задача.

Затем маховик крутится сам. То, что мы ощущаем как кайф от работы, состояние потока или кто-то называет «у меня вдохновение».

Торможение маховика — это мы перестаём делать активность / воздерживаемся от начинания. Не пойти отдыхать, когда надо поработать. Не залезть в инсту во время скучной планёрки. Не сожрать булочку на ночь.

За разгон отвечают глутамат, дофамин и норэпинефрин.

За торможение — ГАМК и три структуры мозга ППК-дФМК-ПФК.

=====

Если мы слишком долго давим на педаль тормоза тех маховиков, которые сильно старались раскрутиться, то из-за трения двигатель может перегреться.

Это ещё не выгорание. Но близко к нему. Дым. Пока без пожара.

Если продолжить на следующий день, и на следующий, и так ещё неделю-две-три, то перегрев станет настолько большим, что превратится в пожар.

То же самое происходит в голове. Только называется выгоранием.

=====

Соответственно, чтобы не доводить до пожара (а ещё лучше даже и до дыма) — нужно снимать ногу с педали тормоза пораньше.

Зачастую стратегически абсолютно верным решением будет отменить проект и поехать в отпуск, или поиграть в три в ряд вместо прослушивания подкаста, или наесться на ночь эклеров.

Снимая таким образом ногу с педали тормоза и остужая двигатель, можно выиграть время на обдумывание — а почему же нужные мне маховички так плохо крутятся.