Новостной блог

Как использовать музыку для фокусировки внимания

Музыка у нас часто ассоциируется с чем-то весёлым или грустно-заунывным, большой орущей под окном компанией, у которой в эн-ный раз села батарейка, или ламповыми посиделками при свечах с гитарой.

Но на самом деле можно использовать музыку не только для отвлечения от мирской суеты и городского шума, а для того, чтобы заниматься, учиться и концентрироваться.

Хм… музыку? Чтобы учиться? На первый взгляд кажется странным, но многие школьники, студенты, рабочие и трудящиеся так или иначе доходят к этому, причём зачастую интуитивно. Надел наушники, включил любимую композицию, абстрагировался от внешнего мира и поехал в увлекательный мир новых знаний.

Цель статьи: разобраться во всей этой теме. Обратимся к науке за современными исследованиями и найдём ответы на следующие вопросы:

— Работает ли музыка для улучшения концентрации внимания?
— Как это работает?
— Какую музыку использовать?

Две системы внимания

Каким бы колоссальным мы ни считали современный технологический прогресс, до конца работу мозга едва ли мы изучим в ближайшие несколько десятилетий. Больно сложна система. Однако нам есть за что зацепиться, чтобы проникнуть в тему на достаточный для понимания уровень.

Для простоты повествования введём «литературных» героев. История такая: жил был дед Мозгей и было у него две дочери-красавицы: Сознательная Концентрация и Бессознательная Концентрация. Первая очень любила помогать отцу выполнять поставленные перед ним задачи. Вместе они садились за стол и начинали разбираться в делах. Вторая же была невесткой буйного нрава. Постоянно кричала, била половником в дно кастрюли и отвлекала от работы наших трудолюбивых героев. Но если её утихомирить, дать ей игрушку, ватрушку, дабы её отвлечь и успокоить, то работа первых двух шла на лад (рис. 1).

Рис. 1. Знакомство с героями

Теперь переходим к более официальной терминологии: учёные выдвинули гипотезу [1] двойной системы внимания. Есть дорсальная система внимания (ДСВ) и вентральная система внимания (ВСВ).

ДСВ поддерживает нашу сознательную концентрацию на некоторой задачи, в то время как ВСВ постоянно исследует всё, что находится вокруг нас, ищет новые стимулы и возбудители, перманентно старается обнаружить нечто изменяющееся в окружающей нас среде: звуки, визуальные образы, запахи. ВСВ работает быстрее, при необходимости разом перетягивает на себя всё одеяло. Вспомните себя, вы усердно работаете, вдруг слышите резкий шум – тут же отвлекаетесь для поиска источника (рис. 2).

Рис. 2. Расположение систем внимания в мозге

Когда мы занимаемся очень интересным для нас делом, вся семья трудится вместе. Когда мы занимаемся скучным, нежеланным делом, то как бы Сознательная Концентрация ни хотела помочь отцу, её сестра бьёт половником по металлу, всячески отвлекая от дела. «Ой, тут надо помыть посуду по второму кругу, ой, тут надо прибраться… а зайду-ка я в инстаграмм…» (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение ситуаций, когда рабочее дело нравится и нет

В любой ситуации Подсознательная Концентрация норовит выдернуть нас из рабочего состояния, и чем менее заинтересованы мы в продолжении дела, тем лучше у неё это получается.

ВСВ как маленький ребёнок: если её не отвлечь, будет плакать и требовать внимания. Но, как и маленького ребёнка, её можно угомонить минимальными затратами сил: всего лишь надеть наушники с музыкой. Она нашла себе занятие, мы дали ей ту самую игрушку-ватрушку, которая способна её отвлечь от отвлекания (как бы странно это не звучало) членов своей семьи. Музыка выступает в роли постоянного раздражителя, забирающего на себя фокус от ВСВ (рис. 4).

Рис. 4. Бессознательную сестру можно отвлечь

В 2013 году в журнале Neuroscience была опубликована статья [2], для которой группа учёных проделала колоссально большой объём работы по измерению активности нейронных сетей в головном мозгу при различном уровне «зашумлённости». Участники эксперимента слушали тишину, простой шум и различные музыкальные композиции, исполненные на гуцине. Для ознакомления – часовая подборка подобной музыки, очень хорошо помогающей сконцентрироваться.

Учёные отметили, что прослушивание музыки приводит к очень интересному эффекту: количество вовлекаемых в мысленную деятельность нейронов и нейронных сетей заметно увеличилось. Именно такая обширность подключаемых субъединиц позволяет не впадать в мыслительную колею, а быстро находить решение задач.

Причём, тип/вид композиции не влиял на результат: музыка показала себя лучше тишины и шума (рис. 5).

Рис. 5. Разница в работе нейронных сетей в головном мозге при прослушивании разной музыки, шума, тишины

Однако, важно понимать, что далеко на всякая музыка способна «отвлекать во благо». Нужно подобрать именно такую музыку, которая поможет утихомирить буйную сестру, но не потревожит рассудительную. Об этом мы и поговорим в следующей части.

Подписывайся на наш ТГ-канал

Какую музыку выбрать?

Каждый из нас любит каких-то конкретных исполнителей, определённые жанры и музыкальные направления. Стоит выделить ряд основных моментов, которые нужно учитывать при подборе музыки для фокусирования внимания.

В 2012 году было проведено исследование [3] влияния музыки на способность рабочих концентрироваться. Взяли 102 человека, поделили на две группы: одна слушала музыку со словами, другая – без слов. Во время прослушивания музыки участники выполняли тесты. Те, кто слушал музыку без слов справились с заданиями на 8% лучше своих коллег, вынужденных слушать музыку со словами. Вывод напрашивается сам собой: распознавание слов (даже если мы этого не стараемся делать) глушит не только ВСВ, но и постоянно отвлекает её рассудительную сестру, шепча что-то на ухо, когда та всячески старается помочь отцу.

Рис. 6. Не мешайте сами себе музыкой со словами

Вывод раз: музыку берём без слов.
В журнале Nature в 2014 году было опубликовано большое исследование [4], в ходе которого учёные изучали, как влияет на работу головного мозга музыка трёх субъективных категорий: нравится, не нравится, самая любимая. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии анализировали активность головного мозга участника эксперимента, прослушивающего в этот момент ту или иную композицию. Снимали томограмму и спрашивали пациента, что он думает о проигранной песне: нравится, не нравится, «аж мурашки по коже». В результате получили то, что отражено на рисунке 7.

Рис. 7. Томограмма головного мозга при прослушивании музыки разной степени «приятности»

Как вы можете заметить, активность префронтальной коры (именно та часть мозга, которая позволяет нам принимать решения и с головой погружаться в сложные задачи) заметно меняется в ряду «не нравится музыка» << «нравится» < «обожаю».

Если подсунуть вам музыку без слов, но ту, от которой у вас вянут уши – едва ли вы получите хоть какие-то преимущества. Скорее даже наоборот, постоянная атака ваших барабанных перепонок со стороны раздражающей композиции уменьшит способность концентрироваться и выполнять поставленные задачи.

Вывод два: выбирайте ту музыку, которая вам больше всего нравится. Любите блюз? – пожалуйста. Не можете терпеть данный жанр? – не истязайте себя, сделаете только хуже.

Совсем недавно, в 2016 году [5], учёные, проводившие первый эксперимент (изучение влияния музыки на способность концентрироваться), выясняли, как эмоции, вызываемые музыкой, влияют на продуктивность.

Взяли 65 молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Поделили на две группы, одна слушала музыку со словами, другая – без слов. Учёные подтвердили результаты своего первого эксперимента: музыка без слов помогает улучшить показатели, музыка со словами, наоборот, является отвлекающим спутником (рис. 8).

Рис. 8. Влияние фоновой музыки на внимательность

Но главная суть эксперимента всё же состояла не в этом. В эксперименте 2016 года учёные добавили ещё один тест: после прослушивания музыки участники должны были оценить своё отношение к проигранной композиции. Затем производилась нормировка по эмоциям.

Выяснилось, что музыка, вызывающая положительные эмоции, способствует понижению количества ошибок и повышению внимательности. Музыка, вызывающая злость, страх и печаль наоборот, ухудшает соответствующие показатели.

Ниже приведена таблица эксперимента (рис. 9). Результаты с близкой к нулю статистической значимостью (она же «доверительный интервал») были заштрихованы. Такие результаты трактуются как угодно, ценности для эксперимента не представляют.

Рис. 9. Корреляция между внимательностью и вызываемой музыкальной композицией эмоцией

И хотя в целом результаты эксперимента нельзя назвать выдающимися (очень малая выборка, малые доверительные интервалы многих показателей), мы можем сделать для себя следующий вывод: предпочтение стоит отдавать композициям не заунывно- угнетающим, а вызывающим положительные эмоции.

Вывод три: отдавайте предпочтение бодрящей и воодушевляющей музыке.

Подписывайся на наш ТГ-канал

Подведём итог

Особым образом подобранная музыка помогает нам утихомирить вентральную систему внимания, работающую неосознанно, постоянно отвлекающуюся и отвлекающую тем самым нас. Музыка помогает нам не впадать в мыслительную колею, когда взор целиком направлен на решение поставленной задачи, и мы «смотрим, но не видим», хотя все ресурсы для решения имеются.

И самое банальное, музыка давит внешние шумы. «Особым образом подобранная» – это спокойная и довольно тихая музыка, вызывающая позитивные эмоции, без слов, приятная сердцу и душе.

Подходящую музыку можно найти на Youtube, Soundcloud, etc. по запросу music for studying.
Или воспользоваться специализированными сервисами focus@will или brain.fm.

Библиография

[1] Dorsal and Ventral Attention Systems
[2] The effects of music on brain functional networks: a network analysis.
[3] Background music: effects on attention performance.
[4] Network Science and the Effects of Music Preference on Functional Brain Connectivity: From Beethoven to Eminem
[5] Elucidating the relationship between work attention performance and emotions arising from listening to music.