Вы приходите в банк брать кредит. Сотрудники 1. интересуются, куда вы планируете потратить деньги, и выдают их только под что-то понятное. 2. выкатывают простыню из требований и справок, которые вы должны принести. Банку важно удостовериться не только в том, что вы вернёте деньги, но и сделаете это с процентами.
Ровно также работает и голова. Мозг выдаст мотивацию только под 1. что-то понятное и весьма простое. 2. полезное для выживания и размножения.
Банк никогда не даст деньги криптостартапу с непонятными фаундерам, со сложной технологией и неочевидным возвратом средств. Вчерашнему школьнику без гроша в кармане c висящими задолженностями и просрочками по кредиту за айфон тоже не стоит рассчитывать на помощь банка. Так и мозг будет отказывать в мотивации на сложную задачу с непонятной пользой.
А что делать, чтобы всё-таки получить ту самую заветную мотивацию? Раскладываем задачи по 2 векторам: сложность и полезность.
Смотрите на задачу и думаете: «едрить колотить, какая она большая и сложная». Но давайте не будем торопиться и просто-напросто разобьём её на 90-минутные отрезки.
Вам нужно прочитать толстенную книгу по квантовой механике? Не подходите к прочтению как к одной большой задаче, а разбейте её на 90-минутные параграфы. Вы разложили 1000 страниц на маленькие условные 50 книг, которые будете читать постепенно. Сегодня одну книжечку и больше ничего. Мозгу не важно количество подходов, ему важен объём каждого в отдельности.
А если 90 минут — тоже непосильная задача (что весьма может быть на первых порах), вы всё равно буксуете и не хотите приниматься за дело, то сделайте себе слот в 15 минут. Вам нужно прочитать не большой параграф, а всего 5 страниц за сегодня. Это точно возможно выполнить, не так ли?
Мозгу легко выделять мотивацию для таких маленьких незначительных действий. Ровно также и банк любит работать с понятными простыми случаями.
В процессе прочтения 5 страниц вы раскручиваете маховик. Затем и 90-минутный параграф осилить проще. А потом втягиваетесь, и уже вся книга не кажется такой страшной.
Полезность
Задайте себе вопросы: «А вам точно надо прочитать эту книгу? В чём целесообразность?» Если мозг не видит профита, то и мотивацию выдавать не будет.
В то же время мозг прекрасно понимает, зачем ему надо съесть шоколадку — накопить жиров, которые помогут в голодные времена. Зачем ему секс — для размножения, сохранение своего генетического материала. Мозг видит целесообразность, понимает полезность, наделяет вас желанием есть и заниматься любовью.
А если вы взяли в руки книгу по биологии, но далеко в душе вы заядлый программист — да никакие Боги вам не помогут найти мотивацию для её прочтения. Однако попади вам в руки литература по программированию, вы за день прочтёте её с удовольствием, потому что сработала следующая мотивационная цепочка: прочитал — стал умнее — получил повышение на работе — улучшил качество жизни — выжил — размножился.
Важно, чтобы обучение соответствовало целям. Тогда и учиться будет легче. Проверьте, вы точно понимаете, как прочтение той книги или освоение этого курса поможет достичь того, что хотите?
Если нет — выкиньте за борт и берите реально полезную для будущего литературу.
На моём курсе ученица рассказывает, что обожает петь, при этом она прекрасно разбирается в психологии и любит давать развёрнутую обратную связь. При этом она работает системным программистом, отчего душевно загнивает.
Когда она берётся за литературу по психологии, не возникает вопроса «где взять мотивацию?». Проглатывает книгу только в путь. В то время как труды по программированию лежат в самом далёком шкафу, чтобы лишний раз не мозолили глаза.
Итог
1. Всё разбить на блоки по 90 минут. Если недостаточно, то ещё меньше, по 15. 2. Проверить на согласованность учебного материала с целями.